Постановка эстрадного голоса. 5 принципов.
Постановка голоса эстрадного певца всегда является актуальной для желающих обучаться современному эстрадному вокальному искусству.
Голосовой аппарат любого исполнителя или ученика, как известно, нуждается в обязательной настройке. Аналогично тому, как и любой музыкальный инструмент нуждается в обязательной настройке.
Настроить голосовой аппарат – значит привести в соответствие или скоординировать его возможности с его действием.
После умелой настройки голосового аппарата надо ещё уметь воспользоваться существующими возможностями. И прежде, необходимо уметь исполнять соответствующий вокальный репертуар. Прикасаться к звуку голоса надо с тех упражнений, которые предназначены именно для настройки голосового аппарата.
Вне зависимости от существующих сегодня педагогических методов и приемов, воспитание эстрадного исполнителя должно подчиняться определенным принципам.
5 принципов воспитания эстрадного певца:
- Принцип единства художественного и технического развития. Этот принцип предполагает неразрывную связь вокальной техники и художественного образа, смысла произведения. В данном принципе необходим синтез дисциплин: вокал, сценическая речь, актерское мастерство. Лишь взаимосвязь художественных и вокально-технических навыков способствует воспитанию полноценного эстрадного вокалиста.
- Принцип учета индивидуальных особенностей ученика с точки зрения личностных качеств или характера. Педагог должен всегда соотносить собственный метод с индивидуальностью своего ученика. Следовательно, преподаватель вокала ни при каких условиях не должен допускать шаблона в своей работе.
- Принцип постепенности и последовательности ( от простого к сложному ). Усложнение репертуара, упражнений, исполнительских возможностей должно происходить в соответствии с освоением поставленных перед учеником задач.
- Принцип систематичности. Этот принцип тесно связан с предыдущим принципом постепенности и последовательности. Он включает в себя постоянное, непрерывное развитие и закрепление определённых вокальных навыков. Любые вокальные навыки, как известно, способны исчезать при длительных перерывах в занятиях.
- Принцип связи с практикой. Обучение вокальному искусству должно проводиться на основе требований, предъявляемых к современному эстрадному исполнителю. Поэтому, обучение не должно быть оторванным от современных тенденций развития эстрадно-джазового вокального искусства. Иначе оно становится архаичным.
Настройка голоса эстрадного певца
Задача обучения эстрадному пению – это создание оптимальных условий для работы всех частей голосового аппарата. Одна из основных задач вокального обучения – снятие зажимов, вокальная свобода, удобство работы голосового аппарата, которое характеризуется ощущением комфорта. В пении нам необходимо с помощью умений и навыков всегда стремиться к вокальному комфорту. Часто исполнитель забывает об этом состоянии и, иногда почувствовав, вдруг теряет. Техничность голосообразования, звонкость звучания голоса, красота тембра должны идти рука об руку с вокальным комфортом.
Состояние удобства пения, комфорта обычно ощущает не только исполнитель, но и слушатель. Есть ощущения исполнителя, но есть и ощущения слушателя. Они могут совпадать или нет.
Комфорт – раскрепощенность, естественность, удобство, спокойствие – вот слова, которыми можно охарактеризовать это прекрасное состояние.
Как же этого достичь? Как достичь всех составляющих комфорта голосообразования в пении? Ответ прост: точно сформированная вокальная техника способна дать вокалисту это чувство. Точные вокально-технические и художественно-творческие ощущения помогают исполнителю найти это волшебное состояние.
Педагоги на занятиях иногда рекомендуют ученикам обращаться к чувствам гнева, радости, счастья, горя, боли. Вот некоторые известные в вокальной педагогике выражения, возбуждающие ассоциативное воображение: ощущение во рту горячей картошки или яблока, нюханье прекрасного цветка или гнилой рыбы, приготовление в голове большого пустого места для звука. Иногда подобные ассоциации позволяют певцу на некоторое время заинтересоваться такими ощущениями и скорректировать свое пение. Но, став привычными, такие ассоциации, как и любые условности, перестают срабатывать.
Поэтому, именно обладание вокальной техникой, основанной на точных рекомендациях, может дать исполнителю чувство удобства, комфорта, чувство гармонии с окружающим миром.
Основные навыки эстрадного пения:
- свободное удобное дыхание (свобода вдоха, выдоха);
- расслабленность и удобство работы голосового аппарата;
- естественный резонанс (грудной, головной);
- расслабленность речевого аппарата (губы, язык, челюсть), удобство артикуляции.
Об основных певческих навыках можно прочесть в статье Основные навыки эстрадного вокала.
А также в Вокал. Основные навыки эстрадного пения: знать, слышать, анализировать, развивать.
© Олег Клипп, 2003